В школе ведется «Библиотековедение». Его задача ознакомить ребят со структурой и оформлением книги, помочь в овладении навыками работы со справочными изданиями. В своей деятельности я использую следующие виды работы:
- беседы;
- библиотечные уроки;
- классные часы;
- выставки;
- проведение конкурсов;
- выступления на педагогических советах, родительских собраниях.
Как работать с памяткой
Не всегда на уроке у учителя найдется время ознакомить вас с содержанием
очередной памятки. Со многими из них вы впервые встретитесь дома. От того,насколько правильно вы научитесь работать с памяткой, зависит не только успешное выполнение домашнего задания, но и бюджет вашего свободного времени.
Самостоятельно работать с памяткой лучше следующим образом:
- Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии — суть памятки.
- Изучите внимательно содержание памятки.
- Ответьте себе на вопрос все ли я делаю так, как советуют памятки?
- Если вы что-то делаете по-другому или в иной последовательности, подумайте, почемулучше делать так, как говорится в памятке. В случае затруднений или возникновения сомнений обратитесь за разъяснением к учителю.
- Теперь постарайтесь выполнить задание так, как советует памятка. Для этого прочтите первый пункт, проговорите его про себя и выполните его.
Это будет первый шаг. Обратитесь к следующему пункту памятки и выполните все действия в указанной последовательности. И так шаг за шагом.
- После выполнения упражнения обратитесь к памятке еще раз и проверьте, хорошо ли вы усвоили ее содержание. Не пренебрегайте этим последним советом: в следующий раз при выполнении подобного упражнения памятки может не оказаться под рукой.
Как работать над параграфом учебника.
- Внимательно прочитай название параграфа, уясни, о чем в нем говорится.
- Прочитай весь параграф. Найди в нем главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случаенеобходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно — к учителю.
- Проследи, из каких частей состоит правило.
- Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
- Установи, что ты узнал из нового параграфа.
- Перескажи содержание параграфа.
- Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
- Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное. Если ученики впервые знакомятся и работают с памяткой дома, успех во многом будет зависеть от того, насколько правильно они сумеют организовать самостоятельную работу. Поэтому учитель может предложить ученикам инструкцию по работе с памяткой дома.
Памятка-инструкция по самоподготовке.
- Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
- Прежде чем начать заниматься, проверь готовность рабочего места.
- Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь.
- Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
- О задании узнай в дневнике или по закладкам в учебнике.
- Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
- Начинай самоподготовку в определенном порядке.
- Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой,
делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
Как работать на уроке в паре.
- Внимательно прочитайте задание.
- Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
- Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим.Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
- Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, а если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он — за тебя.